Как особенности темперамента связаны
с видами стресса
Каждая область мозга имеет собственные механизмы саморегуляции. Они особенно важны в моменты, когда возникает некий стрессовый фактор. В эти моменты нам необходима быстрая и автоматическая реакция на возможную опасность
Мозг человека по сложности устройства не имеет аналогов в живой природе. Даже с учетом современного уровня развития, наука лишь начинает его исследование. Мы примерно представляем, как функционируют отдельные клетки, какие области мозга активируются при различном поведении, но всякий раз удивляемся как только какая-то его часть, отвечавшая ранее за один вид действий, переучивается и начинает обрабатывать совсем иное.

Тем не менее, уже сейчас различают области мозга, которые поддерживают работу памяти, механизмы социализации, моторику и эмоции. Эти области активно развиваются в начале жизни (примерно до 10 лет) и сохраняют свою специализацию в дальнейшем.

Каждая из областей реагирует на свой набор активирующих и блокирующих веществ. Область, связанная с памятью, например, очень остро реагирует на нейромодуляторы (даже ацетилхолин, который является нейротрансмиттером, она использует в роли нейромодулятора). Области моторики реагируют на ряд нейропептидов и гормоны, например, кортизол.

Эти химические соединения, части мозга и динамика их реакций укладываются в таблицу, где по рядам выписаны области мозга, а по столбцам - аспекты реакций: направление, динамика и энергичность. Это Функциональный Ансамбль Темперамента. Выяснив значения всех ячеек такой таблицы для конкретного человека, можно достаточно точно описать характер его поведения: насколько он подвижен, насколько быстра его речь, как часто он устает и насколько вспыльчив.

Каждая область мозга имеет собственные механизмы саморегуляции. Они особенно важны в моменты, когда возникает некий стрессовый фактор (опасность или раздражитель). В эти моменты нам необходима быстрая и автоматическая реакция на возможную опасность. Происходит мгновенный выброс нужных химических веществ, и мы, не осознавая того, быстро реагируем по ранее заученной схеме. После стресса включается саморегулятор. Он должен подчистить остатки не истраченных веществ, восстановить баланс.

Этот процесс невероятно сложен. Мало того, что в нем участвуют миллионы нервных клеток, а необходимые им вещества должны подаваться в очень точных дозах, так еще и затрагивает он, как мы описали, четыре различные зоны мозга и состоит из трех различных фаз. Из-за своей сложности он постоянно выходит из строя.

Когда процесс обработки стресса выходит из строя, человек впадает в затяжное и мучительное состояние. Вид этого состояния зависит от того, какая область вышла из строя, и какой аспект пострадал. Если проблема носит динамический характер, то человек впадает в навязчивое состояние. Если затронут энергетический аспект - в депрессию.

Иногда из строя выходит не одна подсистема, тогда состояние будет выражаться как комбинация, но в этой комбинации наиболее важное место будет занимать тот вид, который соответствует самой важной (ведущей) черте темперамента.

При этом, как и при всякой болезни, затронуты оказываются не только причинные области мозга, но и другие органы тела. Панические атаки вызывают гипервентиляцию. Дофаминовая система связана с излишним перенапряжением. Ацетилхолиновая система доводит до мышечных спазмов.

В критических случаях требуется вмешательство специалиста и применение медикаментов, но стресс не всегда носит критический характер. Мы подвергаемся стрессу постоянно и в малых дозах. У здорового человека организм способен противостоять этим небольшим проявлениям, и они нас не сильно беспокоят. Но даже в этих моментах нам нужно быть готовыми и помочь нашему телу противостоять опасности и ее последствиям.

Рядом научных работ доказано, что для поддержки организма эффективна работа с дыханием. Причем, под каждый вид стресса (а соответственно, и для каждой ведущей черты темперамента) техника дыхания будет своя собственная. К счастью, они все изучены и многократно проверены на практике, используются повсеместно, а некоторые входят в программы обучения поведению в чрезвычайных ситуациях. Единственное, что действительно нужно - правильно определить ту технику, которая подходит именно этому человеку, ориентируясь на его темперамент.
Made on
Tilda